Поиск
  • davidovakate

Безручка. Отец, который предал

Часто сюжет сказок, где главный герой - девушка, начинается с того, что отец отвозит ее в лес (Морозко), позволяет мачехе плохо обращаться с падчерицей (Золушка и др) или, как в сказке о Безручке, и вовсе калечит дочь.

Безусловно, это архетипические сюжеты, находящие отклик во многих женщинах.


На примере сказки о Безручке предлагаю разобрать, как негативный образ отца или, например, отсутствующий отец может повлиять на жизнь и как с этим работать. Сказка даёт надежду и показывает путь к хорошему.


Сказка начинается с того, что жил-был мельник с женой и дочерью, он все беднел и беднел. К нему явился бес и пообещал сделать богатым в обмен на что-то «за мельницей». Там случайно оказалась дочь, которая подметала двор.

Мельник этого не знал и согласился на условие.

Бес пришел за компенсацией, дочь покорно собралась, очертила вокруг себя круг и была готова отправиться с бесом.

Но бес не смог приблизиться, тк девушка плакала и была недоступна бесу (ее слёзы обладали оберегающим эффектом).

Бес приказал мельнику отрубить дочери руки, тк иначе ему не схватить ее.

Мельник сказал дочери что придётся это сделать иначе бес унесёт его и она согласилась «делайте что хотите батюшка, ведь я ваше детище».

Что мельник и сделал.

Но девушка слезами омыла обрубки и все равно не досталась бесу.

После этого она ушла прочь из родительского дома.


О чем тут идёт речь:

Бес - это негативный аспект отца. Отцовская дьявольская тень.

Такой отец в реальности мог, например, быть алкоголиком и заставлять всю семью прибирать за ним (мести за мельницей), он мог быть агрессивным, пренебрегающим, эмоционально холодным, он мог совершать насилие над ребёнком.

Или его могло вообще не быть, тк он из-за своих душевных слабостей сбежал от жены, отказался от дочери, бросил ее.

То есть так или иначе принёс дочь в жертву своим внутренним «бесам» ради своей выгоды, удобства, потакая своим слабостям, предал ее, подорвал ее веру в опекающее отцовское, на которое можно положиться.


Слёзы девушки, очерченный круг - попытки сохранить себя в деструктивной среде. Юнг писал «отцовский архетип определяет отношение к мужчине, к закону, к государству, разуму и духу.


Отечество означает границы, то есть определённую локализацию в пространстве». То есть очерчивая круг от беса, девушка пытается сама предпринять попытку отстройки границ своей личности, как-то локализовать себя, защитить от негативного отцовского.

Отрубание рук символизирует то, что девушка с негативной отцовской фигурой может чувствовать себя беспомощной (как без рук), а также ощущать свою женскую неполноценность.Своим поведением/пренебрежением/жестокостью отец лишает ее такой важной части.

А она добровольно на это соглашается (тут можно думать о выученной беспомощности и об идеализации отца).


Дальше девушка идёт куда глаза глядят, приходит к фруктовому саду, который не доступен ей. Она молится, Ангел спускается с небес и помогает ей пробраться в сад и насытиться грушей.

Далее ее видит король, которому принадлежит сад, он влюбляется и женится на ней. У них должен появиться ребёнок. Король изготавливает для неё серебряные руки, а сам уходит на войну.


Тут можно думать о том, что несмотря на свою дефицитарность (беспомощность, уязвлённое женское…) девушка способна напитаться чем-то хорошим (съесть грушу) и образовать хорошую пару (встреча с королем).

И у них есть будущее (ребёнок).

Король - безопасный для нее партнёр, прежде всего потому что он дающий, но «отсутствующий» (он сразу ушёл на войну). Возможно отсутствующий партнёр для Безручки это единственный вариант выдерживать контакт с мужским, ввиду ее негативного опыта с отцом.


Бес начинает снова все портить.

Подменивает записки, что она родила неведому зверушку, затем пишет записку от короля что ее надо убить... В итоге Безручке приходится уйти, и она поселяется в избушке посреди леса, на которой написано «здесь каждый может жить». Там обитает ангел-девушка, которая даёт Безручке и ее ребёнку кров. За 7 лет жизни в избе, молитвы и усердного труда Безручка снова обретает руки.


Сказка демонстрирует нам, как травма прошлого, негативный отцовский комплекс мешают текущим отношениям женщины.


Бес снова врывается и все путает, мешает. То есть, создаёт негативные проекции на мужчину, и от мужчины на женщину, сбивает коммуникацию внутри пары.

Травма заставляет повториться ситуацию ухода от жестокого мужского, что и происходит (король якобы говорит ее казнить, хотя на самом деле он такого не говорил, была подмена записок).

Избушка - свящённое место, то, что в древней Греции называлось теменос. Быть может это свободное и безопасное пространство психотерапии, где оказалась Безручка.


А может быть это ее внутреннее безопасное пространство, где ее самость(ангел) заботится о ее раненой части (вырастают руки) и о внутреннем ребёнке. Она находится там 7 лет. Иногда нужны действительно большие сроки, чтобы «отрастить руки», если речь идёт о серьезных психотравмирующих событиях.


Ещё это место, где нет взрослого мужского. Что логично, ведь после такого опыта любое мужское может казаться ненадежным, враждебным, небезопасным, а значит женщина может самоустраниться из отношений с мужчинами вообще.


Сказка заканчивается тем, что король, отправившийся искать Безручку и их сына, находит ее в избушке. Они обедают все вместе, а затем возвращаются домой.


Мы можем думать о последней части, как о том, что свободное и безопасное пространство и взаимодействие с самостью и внутренним ребёнком исцелило Безручку. И она стала эмоционально доступна для своего мужа. А может быть это воссоединение говорит нам о том, что внутреннее мужское Безручки (анимус) больше не имеет связи с отцом и доброжелательно настроено к ней.


Что мы точно видим в сказке, так это невозможность дистанцироваться от психотравмирующего опыта, связанного с негативным отцом.


Если отец не защищал, не поддерживал, был жёстким, самоустранился, то есть так или иначе предал…, это оставит след в личности девушки. Негативный аспект отца все равно «догонит» и вмешается в текущие отношения, особенно, если речь идёт о серьёзном психотравмирующем опыте.


Но сказка определено даёт надежду: уход в исследование себя, следование за своей душой, взаимодействие с внутренним ребёнком, свободное и безопасное пространство приводит к хорошему настоящему и хорошему будущему.

Надеюсь эта сказка с хорошим концом даст путеводную нить тем, чей опыт отношений с отцами оставляет желать лучшего.

Как писал Дж. Кэмпбелл, герой это тот, кто согласился со своей судьбой.

Вне зависимости от того, какой у вас был старт (с которым можно только согласиться), проходя свой путь, вы можете оказаться совершенно в другом , счастливом месте.

#юнгианскийанализ #анализсказок #психоанализ #безручка #отношениясотцом

1 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все