Поиск
  • davidovakate

Оберег от выгорания

Давно хотела написать пост про то, что из профессии психолога можно использовать в других профессиях, особенно в помогающих (учитель, врач, социальных работник...) и связанных с контактом с людьми в целом (продавцы и пр).

Чтобы меньше выгорать, быть устойчивее, не «нести работу домой» и пр. У нас в профессии этих сложностей очень много, так что наработки есть👍.

Итак, 7 лайфхаков из профессии психолога, которые могли бы вам пригодиться:

1️⃣Ввести понятие сеттинга в ваше общение с людьми на работе.

Сеттинг у психолога - это как устроена терапия, где начинается и заканчивается ее граница. Например: работаем только на сессиях, сессии длятся хх минут, стоимость их такая-то, перенос возможен за столько-то часов. Между сессиями общение возможно/невозможно...

У психолога сеттинг делает терапию понятной для клиента (понятны «правила игры», а значит не возникает чувство, почему это было возможно вчера, а сегодня уже нет. Есть ясность, есть границы). Это же является профилактикой выгорания у психолога, тк работа не «растекается» в личную жизнь, а значит становится меньше тревоги, понятны границы ответственности.

Вопросы вам:

❓Есть ли у вас понимание, сколько должно длиться общение с вашими коллегами/подчиненными/клиентами и из чего оно должно состоять?

❓Могут ли вам звонить/писать что-то уточнять вечером/на выходных/в отпуске?

❓Что является вашей «услугой», а что выходит за рамки «услуги»? Что за деньги, а что бесплатно? За что бонус, а что входит в обязанности ваших сотрудников?

❓Есть ли понимание у ваших коллег/сотрудников/клиентов, как устроен ваш сеттинг? Познакомили ли вы их с ним?

2️⃣Тема переноса, отыгрывания. Бывает полезным осознание того факта, что если у вас с человеком нет близких личных отношений (а он ваш клиент, коллега, подчиненный...), то его претензии, обиды, наезды могут оказаться его проекциями, переносом на вас, не всегда связанными с вашим поведением.

Конечно, это может быть связано с вами. Тк везде так или иначе человеческие отношения. Да, мы можем обидеть, задеть, ранить, быть невнимательны...

Но случается и то, что называется отыгрывание (acting out), когда человек на поле своих проекций переносит свою личную тему, в которую вы можете быть вовлечены как объект, при этом негативные чувства возникнут у вас (контрперенос).

3️⃣Отказ от всемогущества. Первая мантра, которую должны усвоить психологи: «всем не помочь, не все хотят помощи, не причиняй добро, не надо никого спасать». Это помогает не делать людей слабыми, не брать на себя ответственность за жизнь других и, как итог, меньше выгорать. Все оказывается под контролем, тк вы не лезете туда, где контроля нет.

Полезно в любой профессии, особенно в помогающих.

Тут мне нравится метафора, которую я часто использую: «представьте, что вы продавец географических карт. Ваша задача - продавать карты. А если вы кому-то вместо продажи карты пойдёте пешком показывать дорогу сами, во-первых, вы не продадите карты другим, кто в них нуждается, во-вторых, ваша дорожка вместе с этим покупателем может оказаться очень долгой и истощающей». Не ко всем профессиям применимо, но, например, врачам, вполне может подойти.

4️⃣Практика супервизии, интервизии, личной терапии. Как известно, психологам, чтобы работать «чисто», нужно проходить терапию и супервизии, если речь идёт о долгой, интенсивной работе.

В других профессиях также будет полезным иметь ментора из вашей же сферы, коллектив коллег, где вы можете собираться и обсуждать свои сложности итд. Это даст вам чувство, что вы на верном пути и что вы не одиноки со своими сложностями.

5️⃣Постоянное повышение квалификации. Тоже помогает не выгорать, тк ваши компетенции повышаются, вы решаете более сложные задачи, как итог, вам все время интересно работать! Меньше ощущение рутины, застоя...

6️⃣Приведение всей коммуникации к понятным вам ролям. Например, психолог может работать только в парадигме «психолог-клиент». Работа в схеме «психолог-заказчик», может быть так себе идеей. Именно поэтому запросы вроде «можете сделать, чтобы жена меня не бесила» важно переводить в личностные, чтобы работа стала возможной.

❓В вашей профессии, соответственно, свои роли. Знаете ли вы их и придерживаетесь ли вы их? Что вы делаете, когда покупатель начинает командовать, а сотрудник капризничать?

7️⃣Индивидуальный подход внутри сеттинга. Когда сеттинг установлен (это первоочередное! См. пункт 1️⃣), может быть полезным индивидуализировать подход к тем людям, с кем вы работаете. Например, вы продавец в магазине. Будут те, кто пришёл купить, кто пришёл посмотреть, кто пришёл поболтать, и кто пришёл сбросить своё напряжение на вас. Ко всем этим людям полезно применить разный подход, тк они пришли за разным.

Как-то так...

Просмотров: 0Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Когда в тупике

Если вы уже долго думаете о чем-то важном (частое блюдо дня тут, конечно, работа и отношения: «как найти дело жизни», «почему я несчастлива в семье», «как найти мужа/жену»...), и никак не находите отв

Антихрупкость

Есть люди, которым невозможно говорить о своём хорошо/плохо. Особенно, если это касается ситуаций, когда это может задеть чувства другого, заставить другого думать/волноваться/тревожиться/обидеться. С