Поиск
  • davidovakate

Ёжик в тумане как метафора кризиса середины жизни

Сегодня предлагаю вам юнгианский взгляд на Ежика в тумане, сказку известную всем нам своими такими особенными образами: встреча с Белой Лошадью, узелок с малиновым вареньем, Медвежонок, подкидывающий в костёр веточки «эти как их там, можжевеловые»…


Когда у Норштейна, режиссера Ежика в тумане, спросили, почему он выбрал для экранизации эту сказку, он ответил цитатой из Данте «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу».

И во многом этот мультфильм действительно об этом.

О середине жизни, о состояниях потерянности и нахождения себя в этот период, о том, что Ирвин Ялом называет «пробуждающие переживания», об особенных встречах, которые меняют нас безвозвратно, о новообретенном Я, о пути Эго в направлении Самости…


Я предлагаю вам рассмотреть эту сказку, как метафору перехода в середине жизни, посмотрев на сюжет от начала до конца:

  1. Встреча с Филином.

  2. Погружение в туман и видение белой Лошади.

  3. Столкновение с деревом и встреча с Собакой.

  4. Падение в реку и возвращение к Медвежонку.


Итак, начнём:

1️. Встреча с Филином.

Сказка начинается с того, что Ёжик как обычно направляется к Медвежонку по проторённой дорожке. У него есть диалоги, которые были проговорены десятки раз («а я ему скажу… а он мне скажет… а я ему скажу…»), узелок с вареньем.., но тут он встречает Филина (про которого Норштейн говорил, что он тот же Ёжик, только дурной).

Как часто бывает, что мы живем в полусне, в состоянии рутинных автоматизмов, предвосхищения всего, что может быть сказано и сделано. По форме в этом есть жизнь, но есть ли она по содержанию?!


Ёжик встречает Филина, который все повторяет за ним. Ёжик говорит про него «псих какой-то». Они и идут вместе и не могут говорить.

Филин - ночное животное, «псих», некто, существующий в ином измерении (Ёжик бегает, а Филин может летать), кто-то, кто может увидеть все под другим углом зрения. Здесь мы можем думать о прообразе Тени, альтер-эго.

И ведь действительно, случается, что в середине жизни мы начинаем делать совершенно нетипичные вещи, пытаемся выйти за свой контекст, ощущаем, что мы живем лишь наполовину, но готовы ли мы пригласить на чашечку чая свою Непрожитую Жизнь и свои Нереализованные желания?



2. Погружение в туман и видение белой Лошади.

В тумане на Ёжика то внезапно налетают летучие мыши, то видится Лошадь… Он заходит туда до последнего удерживая над туманом свой узелок.

Туман - место с плохой видимостью, это вода, стоящая в воздухе. Мы можем думать о том, что Ёжик попал в место между бессознательным (вода) и сознательным (твёрдая почва), в некую сумеречную зону.

Там мы оказываемся, когда старый формат жизни уже нам не подходит, чужд нам, а новый ещё не найден.


Туман - место между двух миров, один из которых умирает, а второй ещё не способен родиться. Это моменты, когда люди приходят в терапию, когда возникает тягостное чувство, что нужно куда-то и за чем-то идти, но как узнать это «что-то»? Это место паники, депрессии, компульсивных действий и потерянности, где все налетает внезапно… Но то тут то там виднеется Белая Лошадь (образ Души? Самости? Бога?), которая внушает спокойствие, умиротворение… даёт ощущение значимости процесса…


3. Столкновение с деревом и встреча с Собакой.

Перед Ежиком падает сухой листок. Напоминание ли это о конечности жизни? О циклах природы и необходимости успеть то, что не было сделано?

Ёжик чувствует, что рядом что-то большое и значимое, и сталкивается с деревом.

Дерево это и символ человека и тема рода, привязанностей, корней, роста и связи между землей и небом.

Как важно бывает в середине жизни снова вспомнить об этом, особенно, если первая половина жизни была посвящена теме автономии и отделению от родительских фигур.


Углубившись в этот процесс Ежик теряет свой узелок (атрибут Эго/Персоны? Прежние установки? Условности внешнего мира?), но его возвращает Собака, а это значит, что пройдя процесс внутренней трансформации мы всегда должны вернуться обратно во внешний мир, где есть наша работа, семья, обязательства…. Путь героя не закончен на блуждании во внутреннем мире. Мы не можем там оставаться в бесконечной интроспекции. Мы должны обновиться и вернуться в мир более достойными, более целостными людьми и продолжать жить, но более полно.


4. Падение в реку и возвращение к Медвежонку.

Ёжик падает в реку и в момент, когда он уже готовится утонуть, его подхватывает и несёт на себе рыба, а с берега снова промелькивает Белая Лошадь.

В конце Ежик возвращается к Медвежонку и по декорациям все точно такое же. Кроме выражения лица Ежика, которому теперь предстоит интегрировать весь полученный в бессознательном опыт и приступить к изменениям, теперь и во внешнем мире.

Здесь можно размышлять о реке, как о направленном потоке (тогда как туман - место где мечешься).


Так и в жизни бывает, когда позволяешь внутренней интуиции, внутреннему голосу вести, то движение становится более направленным, а не хаотичным. Про такие моменты говорят «идти по зову души», «сдаться», «отдаться воле Бога».

Интересно и то, что Лошадь всегда была где-то, но рядом. Но Ежик так и не прикоснулся к ней. Тут можно подумать, что к Богу мы ведь тоже не можем прикоснуться, можно лишь довольствоваться ощущением его присутствия. Можно вспомнить миф о Зевсе, когда одна из его любовниц обманом заставила его показаться в божественном обличье. В итоге она сгорела.


Таким образом, Ёжик, погружаясь все глубже в бессознательное (туман, а затем река) взаимодействует с такими важными элементами как Тень, альтер-эго (Филин), ведомый Самостью или Душой (Лошадь) теряет и вновь обретает атрибуты внешнего мира, Персоны (узелок), встречается с помогающим элементом (Собака), сталкивается с темой жизни и смерти, человечности, рода, предков и потомков (Дерево), отдаётся во власть бессознательного, движению Эго к Самости (Река) и, наконец возвращается обратно совершенно иным.


Интересно, что художница Ярусова при создании графики вдохновлялась иконами Рублева. А Ежика не могли создать долго, пока его облик не появился у художницы. Она начала рисовать, но Норштейн попросил ее сделать это левой рукой, чтобы он получился более «детский»… А что это тогда, как не образ созданный самим бессознательным?!

Сказка о Ежике в тумане, безусловно архетипична. Она находит отклик в душах людей со всего мира. У тех, кто ищет глубину, кто хочет большего, чем просто жить и пить чай изо дня в день. Кто жаждет осмысленности, кто не боится шагнуть в туман. Для людей, ищущих дорожку к своей индивидуации.


Вот такой вот маленький Ёжик с большими смыслами.

#юнгианскийанализ #анализсказок #психоанализ #ёжиквтумане #кризис

3 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все